Четверг
16.05.2024
18:59
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [23]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    KANGRINPOCHE

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Сказка о Царе Кайласе (часть 4)
     
     
     
     
    20 сентября

    Утро встретило нас лёгким морозцем, покрыв инеем палатки и окружающий ландшафт. Из тёплого спальника опять не хочется выбираться, однако впереди ещё день пути до Дарчена, третий, заключительный день коры. Метрах в 50 от нас поставили лагерь немцы. И среди них оказался один любитель моржевания – поутру голышом залез в горную речку, пока мы слегка дрожа от утренней прохлады, собирались в столовой к завтраку. Солнце быстро поднялось и уже достаточно ярко осветило окружающие горы, впрочем, не погасив своими лучами Луну. Она светила почти также ярко, как ночью. Это особенность прозрачного горного воздуха. Вчерашний день напоминал о себе ломотой в мышцах и общей усталостью, которые ежеминутно говорили нам о прошедшем преодолении. Очень большого аппетита на завтраке не было почти ни у кого. Поэтому, уточнив задачу на сегодня, передовая группа вышла на маршрут. За ней с интервалом в 20-30 минут вышли остальные. Пройти предстояло чуть более 12 км по слегка пересечённой местности ,в основном, вдоль реки. Первая остановка на маршруте – монастырь Зутрул Пхук с пещерой медитации Миларепы и гексагональным камнем. По преданиям – камень тоже дело рук Миларепы. Пещера в монастыре знаменита ещё и тем, что в ней произошла встреча Миларепы с Бончугом (держателем религии Бон). Они соревновались в умении управлять энергиями и, в частности, передвигали многотонные камни, подвешивали их в пространстве. Показали нам также следы от рук , ног и головы куда, опирался Миларепа.

     
     
    Экскурсия по монастырю заняла не более получаса – надо было двигаться дальше. Тропа шла по берегу реки, иногда пересекая стекающие с гор небольшие потоки воды. Чем дальше продвигались на юг, тем чаще приходилось наблюдать представителей местной фауны: сусликов и птиц разных пород. То тут, то там слышался писк и скрежет сусликов и щебетанье птиц, выпархивающих чуть ли не из под ног путника. Живописные пейзажи, открывающиеся за каждым поворотом, снижали скорость движения, заставляя уделять себе внимание. И действительно, удержаться, чтобы не сфотографировать, было не возможно.
    Вдоль тропы регулярно располагались каменные ступы в виде пирамидок, а также кладки с расписными камнями и , возможно, следами жертвоприношений.
    Проходя мимо подобных строений, я всегда чувствовал лёгкий трепет. Желания немедленно уйти от этого места не было, но и оставаться, а тем более трогать эти сооружения не было ни какого. Тропа вела дальше вдоль ущелья, с подъёмами и спусками, серпантином и относительно ровными участками, но за каждым поворотом присутствовал свой шарм. Преодолев очередной перевальчик (высота подъёма относительно реки почти никогда не превышала 100 м), можно было почти всегда надеяться на, изумительной красоты, новый пейзаж. Далеко на юге просматривалась цепь Гималайских гор и самая ближайшая из них -Гурла Мандхата, расположенная в двух десятках километров за священными озёрами. От места ночёвки до Дарчена идёт постоянный спуск, и потеря высоты составляет почти тысячу метров. Стало заметно легче дышать , да и температура воздуха увеличилась – пришлось даже снимать тёплое бельё. Наиболее красивые места на этом участке как раз перед поворотом к западу. Довольно глубокие каньоны, которые пробила река за тысячи лет, с расположенными на их склонах пещерами, составляют красивый ансамбль тибетских предгорий.
     

     
    Река в этом течении называется уже Зонг Чу, а высота над уровнем моря 4580 м. Таким образом от монастыря Миларепы мы потеряли почти 200 м. В Дарчене, судя по картам, она будет уже 4520 м. На самом повороте, возле места контрольного поста, стоял наш грузовик с поваром и Ту Тэном в ожидании каравана яков. Полуденное солнце припекало, и желающих преодолеть остаток пути на машине (по предложению Ту Тэна) оказалось не много, да и те всё же потом дошли своим ходом – надоело ждать караван.
    Впереди показался Дарчен – мы на финишной прямой. Но почему –то кажется , что силы начинают уходить с каждым шагом. Такое ощущение, что кто-то держит тебя на коре и не даёт продвигаться. Не смотря на то, что тропа идёт постоянно вниз так и хочется остановиться и отдохнуть. Но близость конечной точки маршрута не даёт расслабляться.
    Последние километры пути всё же давались с трудом, в постоянном преодолении себя. Когда переходил вброд ( по камням) речку Тарчен Чу, возле самого Дарчена, так и хотелось срочно снять обувь и побродить по прохладной воде. Этим я всё же занялся, но чуть позже – когда пришёл к гестхаусу, переоделся и налегке без рюкзака отправился к реке. Холодная вода буквально обжигала натруженные ноги, давая долгожданный отдых стопам. Температура воды не позволяла долго наслаждаться прохладой из-за боязни переохлаждения. И потом надо было выполнить давно созревшее желание позвонить Ирине, воспользовавшись предоставленной возможностью спутниковой связи прямо из Дарчена, т.е. находясь менее, чем в 25 км от Кайласа. Приемлемая стоимость ( приблизительно 1 USD за минуту) и отличное качество связи оставили вполне благоприятное впечатление от разговора.
    По времени группа растянулась часа на полтора и последние подходили уже впритык к отъезду. Может быть от усталости, а может по результатам коры, у некоторых участников экспедиции возникла непредсказуемая реакция: внезапные приступы агрессии, нетерпимость к рекомендациям вплоть до отделения от группы и желания остаться здесь. Руководству стоило немалых трудов успокоить расшалившиеся нервы "виновников торжества". Но в конце концов обе стороны пошли навстречу друг другу и, к обоюдному удовлетворению, отъезд состоялся с опозданием менее, чем на два часа - в 15.10. А погода, словно посмеиваясь над нами, на прощание, показала Кайлас во всей красе. На небе ни облачка, видимость миллион на миллион, но когда увидели гору до неё уже было более 30 км. Вот бы такую погоду дня на три-четыре пораньше , когда мы ходили к южной стороне Кайласа.
    А сейчас наш путь лежит к Парьянгу. Началась заключительная часть экспедиции – движение к непальской границе и далее в Непал по маршруту: Дарчен – Парьянг – Сага – Ниалам - Зангму – Катманду. Первый участок 240 км с не совсем добротным покрытием дороги.
    Из впечатлений до Парьянга осталось в памяти, то что потерял часы, которые прослужили мне верой и правдой около десяти лет. Но все кто узнал про это событие, рекомендовали ни в коем случае не жалеть, ибо это знак свыше – будешь жить теперь в новом времени. Так и поступил, жалеть об оставленном в прошлом времени не стал. А поскольку иного источника информации о времени не было – приходилось пользоваться услугами попутчиков или обращаться к фотоаппарату. В Парьянг приехали уже ночью – в 21.30. Высота 4800 м. Пока расквартировались и устроились на ночлег, прошло больше часа. Ужин назначили в 23.00.
    Ярчайшие звёзды ночного Тибета словно посылали привет уставшим путникам. Отбой через час. Ставший родным спальник, принял в свои объятия и тут же укрыл мягким покрывалом сна.

    21 сентября

    Запланированный отъезд в 9.00 , конечно же, не состоялся по причине того, что все проспали. Его назначили на 10.00. Утро, как обычно, выдалось довольно прохладным. Если бы не необходимость соблюдения графика движения (прибытие в Катманду строго регламентировано датой вылета в Москву), можно было бы поспать ещё пару часов. Тем не менее, собрались довольно быстро и выехали ровно в 10.00. Если быть до конца объективным, то мы ехали с опережением приблизительно на сутки. Но отставать от графика не хотелось, поскольку у большинства были свои планы в Катманду.
    Планировавшиеся два свободных дня можно было посвятить, в силу своих привязанностей, либо городу, либо экскурсиям за его пределами. Разговоров и планов было много – у меня, на пример было желание слетать в тур над Гималаями. Кроме того, были и разговоры о национальном заповеднике Читван, что на самой границе с Индией. Вот именно для этого и надо было иметь пару дней в запасе.
    А пока мы колесили по пыльным дорогам Тибета, пересекая реки, взбираясь на перевалы, огибая красивые озёра. К чести наших водителей и их железных коней, серьёзных поломок в дороге не было. Одна правда , случилась, да и то не поломка: конструктивно – производственный дефект. Выхлопная труба проходит на джипе слишком близко к бензобаку. На одной из стоянок водитель заметил, что ослабли её крепления и она вот - вот отлетит. Чтобы этого не случилось, решили её приподнять и закрепить поосновательнее. Закрепили хорошо, но уж больно близко к бензобаку – настолько близко, что бензин в процессе езды нагревался почти температуры кипения, что было небезопасно. Этого дела так бы никто и не заметил, если бы не глох двигатель, особенно на подъёмах, когда мала скорость, а соответственно, и обдув всей конструкции недостаточен. После того, как мотор заглох в десятый раз, решили искать причину и выход. После остановки всех пяти джипов , собрали консилиум и общими усилиями пришли к выводу, что надо увеличить расстояние между выхлопной трубой и бензобаком. Вопрос теперь – как это осуществить? Труба закреплена настолько основательно, что не поддаётся никакому демонтажу. Надо было просто сорвать её с креплений. После нескольких попыток это действо удалось с помощью троса и второго джипа. Через полчаса вынужденной стоянки, караван джипов взял курс на Сагу.
    Расстояние между Парьянгом и Сагой чуть больше 240 км. Дорога после Парьянга стала значительно лучше и, на некоторых участках, можно было себе позволить ехать со скоростью 50-60 км/час. В 17.30 уже въезжали в Сагу. Первое, что бросается в глаза, так это грандиозное строительство по всему городу: строятся дома, отели, рестораны, торговые ряды. И просто благоустраиваются улицы. Гостиница аккуратная, номера чистые с хорошим сервисом. Общий сбор назначен на 22.00 – прощальный ужин. Завтра группа сопровождения уезжает на грузовике в Лхасу. А мы на пяти джипах поедем дальше – к тибетско-непальской границе: через Ниалам до Зангму.
    Стол на ужине был накрыт по всем правилам тибетского гостеприимства. Искусство повара, не вызывавшее сомнений и раньше, сегодня было выше всяких похвал: что с кулинарной стороны, что с кондитерской. Разошлись далеко за полночь в "приподнятом” состоянии как физическом, так и духовном. Много было сказано приятных речей, с переводом и без, но все всё понимали – язык благодарности, в общем-то, не требует перевода.

    22 сентября

    Сборы после завтрака прошли в хорошем темпе. Водители и группа сопровождения помогли снести вещи вниз для укладки в джипы. Прощальные фото на память, горячие рукопожатия и благодарности на нескольких языках.
    Расстояние до Зангму около 220 км по кратчайшему пути. Дорога серпантином сразу же уходит в горы. После подъёма на очередной перевал, открылся захватывающий вид на древнейший кратер с хорошо просматриваемой центральной горкой.
    Контрастировавшие с рельефом гор облака, удачно подчёркивали глубину пространства. Серпантин привёл нас на очередной перевал. "Со.. со.. со.. со” – почти хором в очередной раз повторили Ту Тэн и водитель, призывая, тем самым, духов перевала и выражая таким образом уважение и почтение. Начали плавный спуск с перевала к озеру Пайку Цо. Против ожидания, озеро выглядело, в общем-то, довольно буднично. Лёгкая рябь волн, прохладный ветерок и отсутствие бросающихся в глаза особенностей рельефа, не позволили восхититься им в полной мере. Может быть, сыграло свою роль обилие предыдущих впечатлений, а может просто усталость. Кто-то из женщин, отойдя подальше, даже решились искупаться в не очень тёплой воде – по преданиям озеро также являлось священным.
    Подошёл Сергей и спросил – каково, на мой взгляд, как профессионального лётчика, расстояние до противоположного берега. Оказывается, мнения разделились при споре среди мужиков: одни говорили, что километров 5-6, другие около 10. Я, наверное, секунд 15 вглядывался, и произнёс никем не ожидаемую цифру – около 20. Большинство со мной не согласились, кто-то мудро промолчал, кто-то просто выразил сомнение. Проверить сиюминутно результат не смогли – карты и линейки под рукой не оказалось. Уже потом, когда приехали в Зангму, и в гостинице достали карту из багажа, смогли разрешить спор. Оказалось 18 км. Все лишний раз убедились, насколько сложно определение расстояний в горах. Используя предоставленное время для ланча, мы не забывали о фотосъёмке окружающего ландшафта. Короткий перерыв и снова в путь. Качество дороги значительно улучшилось километров через 30 после населённого пункта Силинг - мы выехали, конечно, не на асфальт, но гораздо более укатанную дорогу. Теперь водителям можно было показывать искусство вождения, используя почти всю мощь двигателя Лэнд Крузер, на сколько это возможно в горах. Например, кое-где на спуске демонстрировали срезание серпантина при уклоне 45 градусов. Ощущения незабываемые. Очередной серпантин вверх через 20 км, привёл нас на заключительный перевал нашего маршрута под названием Лалунг Ла. Высота над уровнем моря 5200 м. Пронизывающий ветер, довольно прохладный и заметно разреженный воздух, в общем-то, не способствовали продолжительной задержке в этом пункте. Хотя горный пейзаж был действительно красив: могучие семи – и восьмитысячники, покрытые вечными снегами, казалось, излучали какую-то притягательную энергию. Очень мощно смотрелась, казавшаяся почти рядом, гора Шишабангма высотой 8012 м, Лангтанг Лирунг (7225м) и Лангтанг Ри (7205). Именно на этом перевале Александр рекомендовал мне оставить шарф благословения (хадаки) ламы из Пуцолинга. Что я и сделал, привязав его на одном из креплений лунг та, пожелав в душе здоровья, и преуспевания этому удивительному краю Земли.
     
     
     
    На перевале Лалунг Ла
     

    Скорее всего, сам перевал являлся энергетическим местом – вот в чём причина некоторых необычных ощущений. Подтверждением святости места являлись многочисленные каменные пирамидки. Мы находились на границе двух миров – спуск на север это дорога в Тибет, спуск на юг - дорога в Непал. Однако, Непал начнётся с населённого пункта Кодари, а до него надо проехать ещё пограничный город Зангму - около 75 км. По пути запланировано посещение монастыря Миларепа в одноимённом высокогорном посёлке. Спуск к монастырю по пешеходному серпантину вниз метров на 50, а сам посёлок расположен на берегу реки - это ещё метров 50 ниже.
    Строение и внутренняя архитектура монастыря ничем особенным не выделялиcь. Главная достопримечательность - это сама пещера Миларепы с некоторыми свидетельствами его энергетических возможностей. Здесь, говорят, он долго медитировал и творил чудеса: многотонные камни, уложенные один на другой, для удерживания потолка, камень конусообразной формы, обработанный вручную Миларепой, многочисленные следы от рук и ног на камнях и потолке. Все эти предметы святые, им поклоняются и приносят дары. Энергетика чувствовалась, хотя и не такая сильная, как в Драк Йерпе. А может быть, просто у нас притупилось восприятие по причине усталости. Полчаса знакомства с монастырём и краткой лекцией Ту Тэна, исчерпали отпущенное время на задержку в пути.
    От перевала мы спустились почти на 1000 метров. На склонах гор зазеленела растительность и в долинах появились первые признаки земледелия – возделанные участки и кое-какие фруктовые кустарники. Далее изредка начали встречаться даже деревья.
    Для того, чтобы попасть в Ниалам надо было переехать мост через довольно бурную речку По Чу. Признаки вторжения цивилизации в Тибет здесь можно было узреть без особого напряжения: новые дома росли, наверное, на глазах горожан. Используя панельное строительство, китайцы преуспели здесь в организации освоения туристических услуг. При выборе кратчайшего маршрута к Кайласу, путь из Катманду проходит через Ниалам. Здесь первая остановка для акклиматизации. Высота посёлка над уровнем моря 3700 м. Как правило, экспедиции находятся тут 3-4 дня. У нас же эта акклиматизация происходила в Лхасе.
     
     
     
    Мираж в тумане Гималайских гор
     

    Природа после Ниалама начала резко меняться в сторону разнообразия и количества растительности. Как-то неожиданно въехали в облака, сразу же запахло сыростью и туманом. Дорога шла вдоль горной реки. В некоторых местах эта дорога больше напоминала широкую тропу, которую преграждали многочисленные водопады. Наши водители иногда использовали их в качестве естественной мойки, на несколько минут останавливая джипы под струёй кристально чистой воды.
    Проезжая мимо посёлков, расположенных на берегу рек, можно было видеть как, порой, нелёгок бывает труд местного населения – например добыча глины или ила с дна реки. Работали сразу несколько сотен человек. Каждый выполнял свою операцию. Всё делалось слаженно и чётко.
    Чем ниже была высота, тем теплее становился воздух и разнообразнее растительность. По нашей просьбе сделали несколько остановок – не возможно было проехать мимо потрясающей красоты. Очень резкая смена климатической зоны заставляла буквально трепетать каждую клеточку тела.

     
     
    Возникали даже ассоциации с тем, что родился, будто в новом мире. Обилие воды воспринималось не менее остро, чем обилие растительности. Водопады, водопады, водопады, водопады…, казалось, что они возникают на каждом шагу, сливаясь в могучую симфонию воды. Несколько раз случилось проезжать по сильно размытой дороге, обильно поливаемой очередным водопадом. Чем ниже высота, тем крупнее водопады. Когда подъехали к Зангму, высота составляла 2100 м. Город выстроен на склоне горы и нижняя часть его расположена на высоте 1700 м. Первое на что обращаешь внимание – это поменялись запахи. Они теперь больше напоминали непальские. Террасы городских строений удачно вписывали свою архитектуру в горный пейзаж. Разноцветные домики, словно веер , примостились на склоне.
    Внизу, в ущелье шумела река - теперь уже полноводный и мощный поток воды, переворачивающий камни, словно песчинки. На узеньких улочках суетится народ, проскакивая между двигающимся транспортом, который в изобилии выставлен по обочинам. В основном, это грузовые автомобили (фуры). Всё понятно – приграничный город: грузовики ждут таможенного и пограничного контроля.
    Разместили нас в гестхаусе, хотя по уровню это была вполне сносная гостиница, правда с удобствами на этаже. Всё чисто, аккуратно, что в номере, что на переходах и площадках.
     
     
     
     
    Зангму
     
    Дышится уже без напряжения, чистый горный воздух приятно щекочет лёгкие. Приехали  в город в 19.10., а в 20.00., подталкиваемые проголодавшимися желудками, без дополнительного напоминания, собрались на первом этаже в гостиничном ресторане. Заказ принесли довольно быстро. Приготовили вкусно и много. Компания позволила себе немного расслабиться, аж почти до полуночи. Всё время вокруг нас вертелись многочисленные группы валютных менял с разлохмаченными пачками денег, предлагая свои услуги чуть ли не за ресторанными столиками. Особо настойчивых приходилось просить отойти и подождать. В общем, ужин прошёл весело и задушевно. Кто-то ушёл чуть раньше, кто-то позже, но все остались весьма довольны завершением сегодняшнего дня.

    23 сентября

    Кому-то пошли на пользу вчерашние бдения в ресторане, кому-то нет, но утро опять зовёт в дорогу. Сегодня мы прощаемся с тибетским сопровождением – джипы и гид возвращаются в Лхасу, а наш путь лежит в Непал. На джипах нас довезли (по предварительной договорённости с властями) до пункта пересечения границы. Выгрузили мы весь багаж на пограничном посту, и тепло попрощавшись с Ту Тэном и водителями джипов, приступили к неспешной процедуре оформления документов на въезд в Непал. Автобус за нами должен придти в 9.00 местного времени. К 8.00 визы получены, пограничный контроль пройден, и мы, в ожидании транспорта, принялись обозревать местные окрестности. Когда солнце поднялось достаточно высоко и яркость его заставила доставать солнцезащитные очки, к не очень великой радости , обнаружилось, что они "не пригодны к эксплуатации по причине необратимой деформации ". Вероятно, после ресторана я на них каким-то образом примостился (находились они в кармане куртки), когда раздевался, готовясь ко сну. Опять же, по принятым здесь обычаям, жалеть о потере не надо – всё под небесами.
    Автобус подошёл почти точно в обещанное время - в 9.05. По причине ужасной тесноты на дороге ( машины стоят в два ряда на узкой улочке), чтобы не застрять в пробке, решено было идти до автобуса пешком с вещами. Расстояние небольшое – около километра – преодолели за 15 минут, тем более, что с носильщиками проблем не было (местная ребятня за 1 доллар выполняла эту работу "на ура”). Их услугами, правда, воспользовались только женщины и наши гиды для переноски экспедиционного имущества. Автобус стоял в "кармане” в ожидании старта – оставалось только расположиться по местам и загрузить багаж. Его расположили на крыше, накрыли брезентом и перетянули канатом. В 9.20 началось наше пятичасовое путешествие до Катманду.
    Дорога, конечно, впечатляет во всех отношениях. Это и бесконечно красивая природа, и щекочущие нервы, маневры на двух колёсах над ущельями почти трёхсотметровой глубины , ну и безусловно, искусство вождения местных водителей.
    В связи с политическими событиями в стране, по пути встречается много блок постов. Положительно то, что туристические автобусы не задерживаются – метров за сто до поста уменьшается скорость движения, на ходу спрыгивает местный сопровождающий с документами и , обгоняя автобус, бежит на регистрацию. К тому времени, когда она заканчивается ( регистрации сводится к тому, чтобы поставить печать и записать номер транспортного средства), автобус подъезжает к контрольной линии, чтобы принять на борт сопровождающего. По пути такая процедура повторялась, наверное, около десятка раз.
     
     
     
    Деревенский пейзаж в Гималаях
     
    Средняя скорость движения редко превышала 30 км/ч. Да оно и не очень хотелось разгоняться, ввиду "не весьма широкой проезжей части дороги” рядом с ущельем в 200-300 м глубиной. Зато природа настолько красива и её настолько много, что, порой, забываешь фотографировать, хочется смотреть и смотреть.
    Уютно примостившиеся на склонах гор домики настолько гармонировали с окружающей природой, что казались нарисованными, будто иллюстрация к какой-нибудь сказке. Аккуратно возделанные земельные участки, используют каждый клочок подходящей для земледелия почвы. Вид земледелия - террасное. Другого здесь просто не получается. Если смотреть издали, то склоны гор кажутся сложенными из слоёв, будто волны скатываются со склонов.
    Чем ближе подъезжали к Катманду, тем качественнее становилась дорога. Заключительный серпантин перед въездом в город поднял нас на высоту около 500 м относительно начала подъёма от ущелья. Внизу хорошо просматривались окраины столицы Непала. Прилегающие к городу районы оказались довольно многочисленными и густонаселёнными. Спуск по серпантину, и мы уже на высоте 1300 м относительно уровня моря. Это окраины города. Шумная столичная суета, обилие специфических запахов – смесь тёплых овощей и фруктов со специями и автомобильными выхлопами. Обилие городского транспорта, велосипедистов, мотоциклистов и просто прохожих – мы въехали в другой мир.
    Полчаса по узким улочкам Катманду и в 14.30 автобус наш остановился на площадке перед "Tibet guest house”. Ввиду того, что приехали мы на сутки раньше, мест в этой гостинице хватило только половине участников. Остальные были размещены в соседней гостинице под названием "Yanki”, в том числе и я. Мне дали отдельный номер (Сергей встретился со школьными друзьями, которые приехали в Катманду с туром в базовый лагерь Эвереста, и поселился у них в номере), двухместный и никого не подселили. Так что двое суток он был в моём распоряжении. Всё чисто, аккуратно. Кондиционер, телевизор, но, правда , без холодильника. Вот так по случаю пришлось пожить в условиях размещения Single. В общем – то понравилось, скучать было некогда: через час после размещения был назначен всеобщий сбор для записи желающих на завтрашние экскурсии. Можно было выбрать полёт над Гималаями или посещение национального парка Читван, а можно и то и другое, если будет желание вставать в 5.00 и затем после полёта над Гималаями в 14.00 лететь ещё в Читван. На две экскурсии согласились только двое - и я один из них. Назначили меня старшим, и по возрасту и потому, что могу изъясняться по - английски, хоть не в совершенстве, но, во всяком случае, проблем с общением, как среди местного населения, так и в Тибете, не возникало. Занятые организационными мероприятиями, мы не заметили, как подошло время ужина. Вечером захотелось немного прогуляться и поискать глее можно купить футболки с буддисткой символикой. Оказалось, что это совсем рядом – можно было даже заказать вышивку рисунка. Хозяин ателье - тибетец, долго нам рассказывал, как попал в Непал, переехав в детстве вместе с родителями, избегая преследования китайцев во время культурной революции в начале 60-х годов ХХ века. Сделав заказ, уже затемно, возвратился я в отель с чувством усталости и удовлетворения очередным не зря прожитым днём. После душа забрался в постель, позвонив на reception , чтобы разбудили завтра в 5.00.

    24 сентября

    Приятно удивил тот факт, что ресторан в гостинице работает круглосуточно. Завтрак был заказан на 5.30, а в 6.00 отъезд в аэропорт. За 10 минут до отъезда подали микроавтобус. Водитель – он же гид, объяснил нам, что довезёт нас до аэропорта, а затем приедет за нами после полёта, чтобы доставить обратно в гостиницу. Вылет был запланирован из сектора местных воздушных сообщений. Быстро разобрались с процедурой посадки в самолёт, нашли стойку регистрации и выход на посадку.
    Правда, произошла небольшая задержка – на полчаса, но за весёлой болтовнёй время пролетело быстро. Автобус доставил нас к туристическому "лайнеру”. Лайнером оказался небольшой круизный самолётик: два турбовинтовых двигателя, вместимость салона 18 человек. Кресла, как и обещано в рекламном проспекте, расположены в два ряда и каждое у иллюминатора.
    Вместе с нами летели испанцы и чехи. Расположились в салоне по билетам. Мне досталось место справа в первой половине салона. Короткий разбег, взлёт, набор высоты. До цели нашего тура – наиболее высокогорного района Гималаев – расстояние около 150 км на северо-восток. По времени получается почти 20 мин. Немного огорчил тот факт, что стёкла иллюминаторов могли бы быть более прозрачными для лучшего контраста (хотя бы такими, как в кабине пилотов). А вообще-то полёт производит впечатление – только жаль, что такой короткий (общая продолжительность около часа) и не так близко, как хотелось бы, пролетали мимо Эвереста. Честно говоря, горы все красивы и поначалу даже не отличишь какая, где. Как оказалось, для этого есть стюардесса, которая не только минеральную воду и конфеты подаёт, но каждому подробно объясняет - где и какая вершина расположена.

     
     
    Кстати, очень хорошо и вовремя относительно местонахождения Эвереста и Канченджанги подсказал мне пилот самолёта, когда я вошёл в кабину ( разрешалось, по приглашению стюардессы, по - одному, войти не надолго, к пилотам). Мне сразу удалось расположить его к себе, когда заговорил с ним и сказал, он мой коллега, только другого ведомства ( ну и , разумеется , государства). Не воспользоваться этим было бы не разумно, и я конечно же задержался у них чуть дольше остальных, чтобы и пофотографировать и послушать информацию о расположении вершин. Оборудование кабины лётчиков довольно современное, есть даже ЖК дисплеи. Высотомер показывал , что летим на высоте 27000 ft, т.е. около 9000 м. хорошая видимость позволила увидеть ещё издали главные вершины Гималайского хребта. Они и действительно выделялись на фоне остальных своей высотой и размерами. Когда подлетели к ним поближе, можно было видеть как сильный ветер срывает мелкую снежную пыль и уносит её на подветренную сторону, образуя красивый шлейф.


     
    Хотелось бы, конечно, подольше и поближе полетать между гор, но правила безопасности полётов не допускали приближение и снижение менее установленных пределов, ввиду мощных вихревых потоков, образующихся между вершинами.
     
     

     
    Сделали несколько галсов вдоль хребта, но, как говорится – хорошего, да понемножку. Пора было возвращаться: время, отведённое на тур заканчивалось. Мы взяли обратный курс и приступили к снижению. Нам предложили памятные сувениры и дипломы, удостоверяющие факт полёта над Гималаями.

     
    Маршрут полётов над Гималаями и в Читван
     

    Из сувениров я выбрал только видеокассету с записью полёта, чтобы сравнить увиденное. Да, в общем-то, и нам надо было поторапливаться – впереди ещё один перелёт: в 14.00 старт в национальный парк Читван. В начале десятого произвели посадку и в 9.30 нас уже встречал наш гид на микроавтобусе. 20 минут по городу и мы в гостинице.Через два часа отъезд на аэродром, а пока имелось время для отдыха и обеда. Впечатления от полёта у народа самые разнообразные: от восхищения до неприятия. И у каждого свои аргументы. Я, например, был доволен, хоть и не на все 100 % по указанным выше причинам. Перед отъездом в аэропорт мы успели и отдохнуть, и пообедать. Желающих посетить Читван оказалось меньше – только восемь. Меня назначили старшим, по тем же основаниям.
    Ровно в 12.00 выехали в аэропорт. Знакомые предполётные процедуры, небольшое ожидание в накопителе ( было время даже сделать фото), и вот мы уже в воздухе, летим по маршруту Катманду - Баратпур. Самолёт несколько иной конструкции, но тоже двухмоторный, хотя двигатели и поршневые. Расстояние до Баратпура около 100 км. Перелёт занял времени чуть более получаса. Национальный парк Читван находится практически на границе с Индией. По этой самой причине нас предупредили, что погода там весьма жаркая с большой влажностью.
    Это мы почувствовали сразу же после посадки: такое ощущение, будто приходится дышать тёплой водой. Встретил нас гид – водитель на стареньком автобусе. Надо было ещё ехать около часа до переправы на тягаче, который будет переправлять нас через довольно широкую реку Нараяни. По дороге часто встречаются предупреждающие знаки о возможной встрече с дикими животными: тиграми, бегемотами, кабанами и т.д. Машин встречается не так много, зато велосипедистов и велорикш предостаточно. Причём на велосипедах преимущественно женщины в сари (едут даже по две) чаще красного цвета.
    Для переправы через реку был приготовлен тягач типа нашего "Урала”. Глубина реки в этом месте не превышала, вероятно, одного метра. Колёса погрузились в воду процентов на 90 от своего размера, но тягач натужно пыхтя мотором и подскакивая на подводных камнях, упорно двигался к противоположному берегу.
    Минут через 20 мы подъехали к интересному сооружению – как впоследствии оказалось, посадочной площадке для путешествия на слонах. Пока выгружались из тягача к "интересному сооружению” подошла группа молодых людей и с весёлыми комментариями начала располагаться на слонах. Комментарии произносились на польском языке. Мы поднялись по деревянной лестнице и смогли обозревать процесс посадки уже сверху. Нас сразу же пригласили пройти к начальнику туристического лагеря, впрочем, он сам уже шёл навстречу нам. Строго подтянутого вида, по деловому краток и в то же время корректен в беседе и поведении. Хорошо понимает мой ломаный английский, проблем с общением не возникает. Вкратце рассказал нам программу пребывания на сегодня и на завтра.
    Вначале нас проводили до бунгало (домики с тростниковой крышей) , где мы должны разместиться. Эти бунгало оказались со всеми удобствами, на сколько это было возможно создать в тропическом лесу. Вокруг облагороженная прилегающая территория с многочисленными дорожками, беседками, встроенными в пеньки от срубленных деревьев фонариками и всё это на фоне звуков тропического леса.

                                            

     
    Обстановка весьма располагала к романтическому настроению и хорошему отдыху. В качестве изюминки был, конечно, так гармонично располагающийся в ансамбле строений , бассейн.
     
     
    Вот уж кстати – жара и влажность в послеполуденный зной автоматически подсказывали место сбора группы на время до ужина.
     
     
     
    Сегодня после предварительного ужина планировалось мероприятие с показом слайдов и небольшим рассказом о заповеднике. Затем в 21.30 грандиозный пикник, хоть на всю ночь по желанию. Дело в том, что помимо нас здесь уже в течении недели находится группа телевидения Польши для съёмок "Реалити – шоу”. Всего около сорока человек. Участники шоу живут в условиях джунглей приблизительно в километре отсюда в отдельном лагере, а здесь разместилась съёмочная группа. Призом победителям будет являться тур в базовый лагерь Эвереста, который тоже будет заснят телевизионной группой. Базовый лагерь находится на высоте 6000 м на пути восхождения к Эвересту. Эти все подробности мы узнали из рассказа молодого человека из этой группы, не плохо говорившего по-русски. Он был одним из операторов телевидения и сегодня у него день отдыха. Вся их группа из Варшавы, а участники шоу из различных городов Польши.
    Напоенный ароматами тропических растений, воздух в заповеднике заслуживает отдельного рассказа. Могу только сказать, что в сочетании с бассейном и всей обстановкой он произвёл неизгладимое впечатление и благотворное влияние на усталых путников. Хотелось бесконечно нырять и нырять , а затем неспешно плавать, отдаваясь власти прохладной воды.
    Потом подошли ещё два молодых человека из телевизионной группы, правда говорившие по – русски хуже, но общение с ними оказалось лёгким и непринуждённым. Ну, а когда они услышали польскую речь из моих уст – обстановка вообще приняла чуть ли не домашний характер. Переговорили обо всём, о чём только возникали мысли. Не меньше удивилась и вся наша группа, услышав мой разговор с поляками.
    Ужин плавно перешёл в ознакомительную лекцию со слайдами о заповеднике. Присутствовали на ней не только мы. Оказалось, что здесь живут две пары не из польской группы. Рассказ о заповеднике был на английском. Большая часть нашей группы английского не знала, пришлось иногда в общих чертах переводить. Поляков на лекции не было, они появились в самом конце с пивом, и начали угощать всех нас.
    Тем временем наступил вечер. Стемнело быстро. Повара готовили шашлык из нескольких видов мяса, раскладывали салаты на стойках (надо было подходить и самим брать по вкусу – что-то типа шведского стола). Мы устроились за одним из столиков, сделанных из стволов очень широких деревьев. Еда бесплатно. Оплачивать надо было только напитки в баре. К нам подсели уже знакомые поляки. Принесли своего польского пива "Живец” и, продолжая "крепить дружбу”, в уже тесной русско-польской компании, приводили всё новых и новых людей из своей группы. Кто-то из них говорил по-русски, кто-то нет, и приходилось иногда переводить. Небольшие паузы в разговоре (для перевода) только вносили элемент задушевности общения. Дневная жара сменилась ночной прохладой. Ароматы тропического леса смешивались с запахами шашлыка и всевозможных салатов, обильно сдобренных непальскими пряностями. Непринуждённая беседа на всевозможные темы - от анекдотов до политики – казалось, могла продолжаться бесконечно, и совершенно не хотелось ни спать, ни куда-то уходить, хотя время было довольно позднее. Только около полуночи, когда усталость всё же, взяла своё, начали плавно расходиться. Наше бунгало было примерно в двухстах метрах от этого места, и надо было идти почти через весь лагерь. Вдоль каждой из дорожек через 10-15 м стояли фонарики, аккуратно встроенные в пеньки срубленных деревьев, создавая, тем самым, сказочно-загадочную обстановку. Все звуки ночного тропического леса – цикады, уханье ночных птиц, какой-то скрип и скрежет добавляли эффект присутствия в необычном месте. Крупные звёзды, отчётливо видный Млечный путь и гигантская Луна не могли не заставить меня полюбоваться этим зрелищем в бинокуляр. Равнодушным это зрелище не оставило никого. Лишь в начале первого разошлись по номерам, пора было и отдохнуть, ведь завтра программа обещала быть не менее насыщенной.

    25 сентября

    Сегодня надо было встать пораньше, нам приготовили экзотику – сафари, путешествие на слонах. Для комфортности , это надо было осуществить до наступления жары. Выход на маршрут не позднее 8.00. Желающих отказаться от сафари не было, поэтому особых уговоров для ускорения утренних процедур не понадобилось. В одно время с нами, в путешествие на слонах отправилась и польская группа.

                   

    Для перевозки пассажиров, в основном, используются самки слонов, ввиду более покладистого характера. Сиденье с поручнями, установленное на спине слонихи, было застлано мягким травяным матрацем и прикреплено ремнями к животному. Сопровождали нас два человека из персонала заповедника: погонщик и наблюдатель. Погонщик располагался спереди, а наблюдатель, стоя, сзади. Слониху, на которой ехал я, звали Чампакали.
     
                      
     
    Интересно, конечно, было прокатиться на слонах по высокой траве, похожей на наш ковыль, а затем и по тропическому лесу.
     
                       
     
    По пути можно было наблюдать много необычных растений в виде лиан больше чем в руку толщиной и обвивающих стволы деревьев. Но хотелось бы, конечно, повстречать диких животных, коих по пути не оказалось. Получилась просто прогулка на слонах по тропическому лесу. Один раз выбежал молодой кабанчик, но быстро скрылся в чаще, ибо трудно было обвинить наших женщин в соблюдении звукомаскировки и молчании. Попадались несколько раз следы крупных кошек (наблюдатель даже спрыгивал со слона , чтобы посмотреть), но самих их увидеть не удалось, не исключено, что и по вышеуказанным причинам. Так что удовольствие получили, в основном, от осознания сопричастности к армии путешественников по тропикам. Всеобщее удивление вызвал тот факт, что могучая поступь слона сочеталась с удивительно точным и аккуратным передвижением: не смотря на то, что путь наш пролегал в том числе , и по чаще леса, ни разу ни одна ветка деревьев не причинила неудобства путешественникам. Здесь, конечно и заслуга погонщиков, но и то, с какой аккуратностью, слон выполнял команды, не может не вызывать восхищения.
     
     
    Через полтора часа, не совсем усталые и не совсем довольные, мы вернулись в лагерь – надо было ещё организовать приём пищи, отдохнуть и готовиться к отъезду. Самолёт у нас  в 14.00 и, соответственно, в аэропорту нам надо было быть за полчаса до вылета. С учётом всех возможных нюансов, отъезд из лагеря я назначил на 12.00. После завтрака решили отдохнуть в бассейне. Солнце поднялось уже достаточно высоко и начинало припекать.

     
    Звуки тропического леса, порхающие гигантские бабочки, щебетанье птиц – всё это напоминало какую-то отрешённость от всех земных забот.
     
     
    Два знакомых поляка, с которыми познакомились вчера, составили нам компанию и сегодня. Всё сокрушались о том, что через два часа мы уезжаем. Жанна им сказала, что хоть они и душевные люди, но расписание вылета самолёта изменить не возможно. Тут с их стороны возник вопрос: что такое "душевные люди”. После долгих обсуждений вариантов перевода, поляки пришли к выводу, что "душевно” - это "метафизично”. Впоследствии, с лёгкой руки Жанны, это слово вставляли во всевозможные юмористические обороты речи.

     
     
     
    Как всегда при душевном общении ("метафизичном”), время пролетело незаметно. Надо было готовиться к отъезду. Начальник заповедника сказал, что как только группа будет готова , транспорт предоставят через пять минут. А народ мой настолько расслабился отдыхом, что ну ни какими уговорами невозможно было заставить покинуть райский уголок. Пришлось действовать по принципу: "делай как я”. Молча собрал вещи и пошёл в бунгало, готовиться к отъезду. Делать нечего – через некоторое время потянулись и остальные.
    К 12.00 вся моя группа собралась, я доложил начальнику, и ,действительно, транспорт был предоставлен незамедлительно. Прощаясь, начальник выразил сожаление, что не удалось увидеть диких зверей, но слишком уж мало мы находились здесь ( вот полякам, возможно, повезёт больше, ведь им предстояло пробыть ещё две недели). Из-за хозяйственной деятельности людей звери стали уходить дальше в джунгли, и появляются здесь не часто.
    Мы же в свою очередь тепло поблагодарили за оказанный приём и организацию нашего пребывания. Возвращались тем же путём: сначала на тягаче через реку, а затем автобусом до аэродрома.
    Ничего особенного по пути до аэропорта увидеть не пришлось, кроме стада буйволов в воде после переправы через реку. Издалека казалось, что это крокодилы, но надежды не оправдались.
    В аэропорт прибыли на час раньше и пришлось ожидать начала регистрации. Совершенно неожиданно познакомились с непальцем, говорившим по-русски – он когда-то учился в СССР. В здании аэропорта увидели рекламный плакат заповедника.
    Подошло время регистрации и вылета. Стандартные процедуры перед полётом стали уже привычными. Разбег , взлёт, набор высоты и вот уже под крылом проплывают возделанные горы Непала. Аккуратные террасы участков гармонично вписываются в горный пейзаж.
    Правым пилотом у нас была женщина. Надо признать – пилотирует довольно плавно.
    Через 45 минут мы, в который раз, приземляемся в Катманду. Встречает сам Таши – директор фирмы, организующей туры к Кайласу. Знакомый маршрут по городу до гостиницы, но на сегодня поездки ещё не закончены. Ещё не все гостинцы закуплены. В плане было также, подыскать статуэтку Будды и выкупить заказанные футболки.
    После короткого отдыха, решил этим и заняться. Вышивка на футболках понравилась. Рассчитавшись с мастером, отнёс футболки в номер гостиницы и отправился на прогулку по Катманду. До ужина ещё оставалось время, поэтому особенно не торопился. Обходя квартал за кварталом, всё дальше и дальше отдаляясь от гостиницы, отыскал район с большим выбором сувениров. Помня о том, что сразу соглашаясь на предложенную продавцом цену, ты тем самым просто можешь нанести ему оскорбление своим невниманием и нежеланием хоть не много побеседовать, приходилось принимать участие в этой импровизированной игре. Что, впрочем, было и не бесполезно для кошелька. В самом деле, торгуясь, можно было сбить цену товара в 3-5 раз. Продавцы в Катманду очень хорошие психологи. Например, могут сказать такую фразу: ” Господин, я вижу, что вы хотите купить, понравившуюся вещь. Я продам Вам её за такую сумму, на сколько эта вещь вам дорога.” И, разумеется, поддерживая реноме "Руссо туристо, облико морале”, ты не можешь позволить себе купить понравившийся товар по бросовой цене. Как всегда - выход это золотая середина. Ну, в общем, у меня не хватило наглости снижать цену выбранных мною статуэток Будды, более, чем в два раза. С закатом Солнца жизнь в Катманду переходит на другой уровень. Для любителей начинаются ночные приключения. Соблазны появляются как бы неожиданно в образе девушки , случайно обронившей кошелёк или молодого человека вкрадчивым голосом предлагающего гашиш и марихуану или совсем безвинный кальян. Все улицы очень хорошо освещены всевозможного цвета фонарями и яркими витринами магазинов. Через час блуждания по весьма похожим друг на друга улочкам, понял, что это может продолжаться ещё долго и взял велорикшу. Искусство управления этим транспортным средством освоено им на высшем уровне. В течении 10 минут, что мы были в пути, по крайней мере, трижды мне казалось, что столкновение с мотоциклистами и автомобилями неизбежно, но каким-то чудом вознице всякий раз удавалось увернуться, да ещё посылая, по всей вероятности, нелицеприятные высказывания вдогонку помехе движения. При этом "помеха” благоразумно помалкивала, хотя мне и казалось, что мы не всегда были правы в соблюдении правил движения. Вероятно, к велорикшам здесь особое отношение. Кстати, стоимость проезда оказалась вровень с такси, но я дал больше и, при этом, совершенно не жалея денег.
    А вот и "Yanki” отель. Ужин много времени не занял, надо было идти в номер, готовиться к отъезду и укладывать вещи. Думал сделать это быстро, но провозился аж до 23.00. Посмотрел немного телевизор, и после душа упал в постель до самого утра.

    26 сентября

    День отъезда.
    Сегодня начало завершающего этапа экспедиции: перелёт Катманду-Доха-Москва. Поскольку вылет из Катманду по расписанию в 8.15, то подъём у нас был назначен на 5.00 , завтрак в 5.30 и в 6.00 выезд в аэропорт. По всему чувствовалось, что в воздухе витал дух расставания. Никто прямо об этом не говорил, просто каждый делал обозначенную для него работу по подготовке к отъезду. Не сказать, конечно, что настроение было у всех подавленное, но и печати особой радости на лицах не было.
    После завтрака уложили заранее приготовленный багаж в автобус. На прощание Таши повязал всем традиционный белый шарф. Кое - кого из девчонок пришли провожать местные на мотоциклах и обещали доставить на аэродром самостоятельно.
    В аэропорт прибыли в заранее намеченное время. Вся группа собралась в полном составе, кроме Ирины - она сегодня во второй половине дня улетает в Индию по своему плану. Прошли регистрацию, паспортный контроль, таможню , службу безопасности и, в надежде на скорый вылет ( он должен был состояться через час) , дружной группой направились в накопительный зал.
    И вот здесь – то начались дорожные приключения. Возникло даже такое ощущение, впрочем, даже где-то подсказанное внутренним голосом, что Кайлас весьма неохотно нас отпускает.
    Подошло время начала посадки, а её всё не объявляют и не объявляют. Ждём. Уже час, как мы должны быть в воздухе, подвижек никаких нет. Мы обратили внимание, что за это время не взлетел ни один самолёт. Пассажиров полный зал и никто ничего не знает. В конце концов гиды не выдерживают и пускаются на поиски информации. Минут через 10 всё становится ясно. Аэропорт пока закрыт по метеоусловиям: большая влажность и густая приземная дымка с возможностью образования тумана. Самолёты отправляются на запасные аэродромы. В частности, наш (вылетевший из Доха) отправлен в Индию на аэродром Дакка. Это приблизительно около 200 км от Катманду. Впрочем, успокоили тем, что через полчаса Катманду откроется, и наш самолёт уже готовится к вылету в Дакке. А пока всем раздали бортовые завтраки и воду. Было чем скоротать время. Кое-кто из пассажиров ( не из нашей группы) пробовал коротать время довольно своеобразно – начал продавать валюту прямо в зале. Это была женщина европейского вида. Около неё уже собралась толпа, когда в дело вмешалась полиция и служба охраны. Убедительно и настойчиво её попросили пройти в отдельное помещение. Не известно, что там происходило, но минут через 15 он вышла, как ни в чём не бывало. Тем временем начали взлетать и садиться самолёты – аэропорт ожил. Сказали, что наш самолёт уже вылетел и через 10 минут будет объявлена посадка. В начале двенадцатого самолёт приземлился. Его в темпе подготовили к следующему рейсу и с опозданием на четыре часа, с не совсем радостным настроением, мы побрели на посадку. Дело в том, что у большинства ( в том числе и у меня) были уже приобретены обратные билеты из Москвы. В частности, у группы из Томска. И цена этой задержки оборачивалась для них то ли в тридцать, то ли в пятьдесят тысяч рублей. Было от чего грустить.
    Взлетели в 12.15. Экипаж обещал наверстать часть времени увеличением скорости полёта.
    В полёте примечательного ничего не было. Ставший уже привычным международный сервис, воспринимался без удивления, как должное. Четыре часа прошли даже как – то буднично.

     
    Впрочем, одно отличие от предыдущего набора услуг всё же было. Спиртные напитки подавались без ограничения (как в бизнес классе) в любом, имеющемся на борту ассортименте. Но напиваться как-то не хотелось. Перед посадкой в Дохе нам объявили, что специально для нас задержан вылет рейса на Москву и поэтому, после выхода из самолёта и доставки в здание аэропорта, надо было в темпе следовать в зал регистрации. Опоздание удалось сократить лишь на два часа и то, в основном, благодаря смене часовых поясов. Служба организации посадки пассажиров выстроилась в цепочку и жестами показывала куда идти, чтобы быстрее пройти на регистрацию. Путь к стойкам регистрации проходил через зал Duty free, и упустить такую возможность было нельзя, ибо это был заключительный в этом путешествии международный аэропорт, где можно было взять подарки. Персонал обслужил довольно быстро, поскольку все хорошо говорят по - английски и сразу поняли что мне надо. Буквально за секунду отыскали нужную витрину и через минуту оформили покупку на высшем уровне без задержки. Регистрация прошла в упрощённо-ускоренном темпе. Но всё равно вылетели мы в начале шестого вечера по Москве. Времени в полёте более трёх с половиной часов, и, даже в самом лучшем случае, в Домодедово мы прибываем за полтора часа до отправления моего поезда, а надо было ещё пройти таможню, паспортный контроль, получить багаж и добраться до Казанского вокзала.
    В общем, прогноз получался неутешительный. Оставалось только надеяться на то, что время полёта чуть сократится за счёт скорости, увеличение которой обещал экипаж.

     
     
    Всё это, конечно, были благие пожелания. Время летело быстро. Вот уже и сентябрьское Солнышко склонилось к закату, демонстрируя нам воздушные пейзажи неописуемой красоты. Только и оставалось, что наслаждаться великолепными красками этого чуда.

     
     
    Солнце скрылось за горизонтом, когда мы пролетали где-то над Кавказом, как было видно по монитору. А это означало, что до посадки, как минимум, часа полтора. Заход на посадку проходил над районами ночной Москвы – тоже довольно красивое зрелище.
    В 21.20 колёса нашего Боинга коснулись бетонки Домодедово. Больше всего времени заняло ожидание выгрузки багажа. Настроение, в общем-то, довольно не весёлое: ну во первых, расставание с людьми, которых узнал и с большинством которых успел подружиться, а во-вторых это опоздание рейса на четыре часа, не лучшим образом сказавшееся на вариантах возвращения – москвичей среди нас было меньше половины. Прощание получилось, может быть, даже довольно скомканным, хотя обменяться адресами и расцеловаться на прощание всё же получилось. Только в 22.15 я выехал из Домодедово.
    На поезд, конечно же, опоздал – он ушёл минут за 50 до моего приезда на Казанский вокзал.
    Следующий был только завтра. Пришлось мобилизовать все моральные ресурсы и подойти к этому испытанию с философской точки зрения. Если тебе посылаются испытания – значит ты их достоин и вынести их надо подобающе. Денег оставалось не много, решил ночевать на вокзале, по-военному. Пока поужинал, пока нашёл место для ночлега, время перевалило за полночь. Устроившись на лежаке с рюкзаками (для удобства пришлось разъединить большой и малый), предварительно застегнув все замки и развернув их клапанами внутрь, попытался немного расслабиться в дежурном режиме.

    27 сентября

    Ночь прошла спокойно, хотя, конечно, с меньшим комфортом, чем хотелось бы. Рано утром всех на вокзале разбудил необычно громкий голос женщины на одном из мусульманских языков. Она стояла лицом к воображаемому объекту поклонения, не шевелясь и кричала "Аллаху Акбар” и ещё что-то. Это был призыв к утренней молитве – так кричит мулла в мечети. Некоторые пассажиры просто вскочили с мест, вероятно ожидая не самого лучшего, в свете последних событий, связанных с людьми, исповедующими ислам. Женщину вскоре увела милиция, но неожиданная побудка всё же произошла. Меня в этом эпизоде больше всего поразила мощность голоса – казалось, что он идёт из громкоговорителей в зале ожидания.
    Утренний туалет, завтрак и первым делом, после этого, звонки домой и на работу. Тот факт, что у меня произошла задержка в пути, большой радости у абонентов не вызвал. Скорее даже наоборот. Если Татьяна была более сдержанна в эмоциях, то на работе первым делом спросили: ” Александр Васильевич, ну когдааа… же Вы, всё таки, приедете…. ?”, скорее укоряя в задержке, чем ожидая ответа.
    К 14.00 томительное ожидание на вокзале подошло к своему естественному завершению. Объявили посадку на мой поезд. Совмещённые вместе оба рюкзака, представляли собой внушительных размеров конструкцию, к тому же не малого веса. На плечах это сооружение сидело хорошо, но вызывало почтительные взгляды всех, обративших на это внимание.
    Ночь на вокзале не прошла бесследно. Казалось, что сил хватило только для того, чтобы добраться до купе, получить постельные принадлежности и, распихав рюкзаки под сиденье, забыться во сне до утра следующего дня.

    28 сентября

    "Не дурно выспался” – это была первая мысль, которая посетила меня под мерный стук колёс поезда. Времени было уже начало девятого и, поэтому возникла вторая мысль – естественно о завтраке. Короткое знакомство с попутчиками, непродолжительные процедуры утреннего туалета, завтрак, но все мысли уже дома. Впрочем, надо было ещё заехать на работу, встретиться с Татьяной и взять ключи. Поезд прибыл в Шахты точно по расписанию в 13.30. Взял такси до завода. Накануне с Татьяной договорились, что около 14.00 она выйдет на проходную, и если большой необходимости не будет, то на работу я заходить не буду. Однако приехал я чуть раньше, и не обнаружив на проходной Татьяны, попросился у охраны проехать на такси до заводоуправления. Только подъехал к зданию, смотрю, идёт моя жена.
    Чувства и эмоции пришлось отложить на вечер, ибо не моих правилах выставлять на показ сцену долгожданной встречи, хотя сердце немного и защемило. Но пришлось взять себя в руки. Выяснилось, что пройти в заводоуправление всё же придётся – очень уж долго меня ждали и есть какие-то вопросы. Зашёл к начальнику, поздоровались. Он сказал, что полная информация у девчонок, и выразил пожелание, чтобы я завтра вышел на работу. В нашем кабинете никого не оказалось. Они обе были в приёмной. Не знаю, удивил ли их мой походный вид, но на вопрос о срочности и необходимости моего присутствия, ответ оказался отрицательным, что воспринято было мною если не с ликованием, то с дальнейшим положительным настроем.
    Домой приехал в 14.25. Родная квартира встретила новым взглядом и какой-то особой энергетикой, которую раньше не замечал. И только теперь понял, что закончилась моя экспедиция, полная приключений, впечатлений и неожиданностей. Впереди было много рассказов, слайдов, сувениров и осмысления всего увиденного и прочувствованного. Но то, что вернулся оттуда изменившимся, сомнения не вызывало.
     
    Мир стал другим.
    Категория: Мои статьи | Добавил: e266 (15.08.2013)
    Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: