Четверг
02.05.2024
07:35
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [23]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    KANGRINPOCHE

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Шанг-Шунг (часть 6)
     
     
     
     
     
    9 сентября
     
    Лхаса-Гьянтце-Шигатце.
     
    День начался с сердцетревожной ночи – такое впечатление, что все органы готовы были выпрыгнуть из груди. А сердце работало как гигантская помпа. Такого никогда раньше со мной не бывало – что-то здесь не так. Неужели гипоксия к старости так проявляется. Но вообще-то других признаков нет и впомине… дааа… интересные получаются дела. Больше всего беспокоился перед поездкой - как Ленчик перенесёт высоту, а тут получается , что сам … Вот незадача - то…
    Ну нет, не может быть это гипоксией!!! На общем совете решили всё же продолжить маршрут, поскольку подозрения мои насчёт "негорняшки” крепли с каждой минутой.
    И действительно – чем дальше отъезжали от Лхасы, тем легче становилось: значит не горная болезнь это вовсе, поскольку вряд ли горная болезнь не будет прогрессировать с набором высоты. В Лхасе высота 3475 м(как оказалось, дальше мы поднялись ещё на полторы тысячи метров) . И прокручивая события предыдущего вечера, пришёл к заключению, что, скорее всего, это была своеобразная форма сглаза (но энергетика организма, мантрами подкреплённая, не позволила развиться кризису в полную силу), когда в "Дуне” пришлось ловить откровенно завистливые взгляды молодого человека за соседним столиком…. Даа.. и только сейчас вспоминаю, что подобные взгляды были от прохожих по пути в отель вчера и даже на коре вокруг Джоканга в первый день….
     
     
     
     
     
    Но, несмотря ни на что, отъезд почти вовремя– в 8.40 на маршрут Лхаса-Гьянтце-Шигатце. Это наш путь на сегодня. Общая протяжённость маршрута около 370 километров. С окраин Лхасы хорошо просматривается монастырь Дрепунг, уютно примостившийся в горах.
     
     
     
     
     
     
     
    Прекрасная погода, отличное шоссе и, как всегда, потрясающая природа: перевалы, реки, озёра, горный серпантин. На берегу Брахмапутры (Цанг По) короткий привал. Вдалеке на склоне горы виден водовод от озера Ямдрок Цо, по которому идёт вода питающая ГЭС на берегу реки.
     
     
     
     
     
    Серпантин поднял нас на перевал Кампа Ла высотой 4750 м. Ямдрок Цо вне всяких похвал – поистине Жемчужина среднего Тибета.
     
     
     
     
     
    Зеленовато-голубая лента озера видна, как на ладони. Упругие потоки мягкой энергии ощущаешь всем существом. "Бирюзовые серьги Богини”, Ямдрок Цо (Ямджоюм-Цо, Ямдок), расположено на высоте 4488 метровмежду Лхасой и Гьянтце. Протяжённость — более 73 километров, площадь — 621 км². Имеет 10 холмистых островов. На некоторых есть старые полуразрушенные дзонги (крепости), а на одном из крупных даже монастырь с женщиной-настоятельницей.
    Это одно из четырёх наиболее почитаемых озёр Тибета, вокруг которых паломники совершают кору, ритуальный обход. Считается, что оно обладает мистическими свойствами. Цвет озера постоянно меняется, его невозможно увидеть дважды. Отражение солнечного света в разных по глубине (максимальной до 60 м) участках озера привносит элемент таинственности. Тибетцы считают озеро талисманом Тибета.
     
     
     
    В 2005 году есть моё фото на яке и, разумеется, я не мог упустить этой возможности для Лены. Фото на яке, да ещё и с козлёнком естественно вписалось в панораму.
     
     
     
     
    Труженики перевала…
     
    Высота чувствуется, прежде всего, потерей энергии организма, всех морозит. Первые полчаса технического перерыва истекли и на вторые мы спустились уже к зеркалу озера. Здесь немного теплее – меньше ветра (всё таки, на метров на двести пятьдесят ниже).
     
     
     
     
    Но, тем не менее, купание в Ямдрок Цо (как было в 2005 году) решили отменить по рекомендации Вин Чун. Далее будут другие озёра и омовение будет там, тем более, что сегодня день освящения воды. Время перевалило за полдень, надо двигаться дальше по маршруту. Следующий пункт остановки - Гьянтце. А по пути купание в чистейшей воде одного из горных озёр Тибета. Удовольствие выше среднего - для любителя – мужчины все погрузились в святые воды, женщины …ну почти все. Вода прозрачная и вкусная, как в Ямдрок Цо.
     
     
    В тридцати километрах от Ямдрок Цо находится семитысячник Norin Kang. Традиционное место посещения туристами перевал Kharola Pass c одноимённым ледником.
     
     
     
     
    Перевал 5045 м, ледник на высоте 5560 м. С наблюдательной площадки вершина горы не просматривается, зато чувствуется могучее, холодное дыхание ледника. Гору во всей красе можно рассмотреть из космоса, впрочем, оттуда же видна и площадка.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Дорога от Ямдрок Цо в Гьянтце привела нас к искусственно созданному великолепию среди гор Тибета – озеру Simi La Tso.На снимке из космоса хорошо видно его расположение, а также в левом нижнем углу плотину ГЭС.
     
     
    Simi La Tso не является частью или продолжением Ямдрок Цо, тем не менее всё также поражает игрой света в лазурных водах.
     
     
     
    Стереоскопический снимок  (и сейчас к сожалению не МРО) этой местности хорошо передаёт  рельеф скал и игру света на воде.
     
     
     
     
    Далее планируем в Гьянтце ланч, посещение монастыря Пелькор Чоде и переезд в Шигатце. Гьянтце, третий по величине город после Лхасы и Шигатце, население около 60 тыс. чел. Является центром одноимённого уезда в округе Шигатце. Расположен на высоте 3977 м на «дороге дружбы» между Катманду и Лхасой, в 90 км от Шигатце, обладает современной инфраструктурой и соединён с Лхасой и Шигадзе хорошими дорогами.
     
     
     
     
     
     
     
     
    Город знаменит своей ступой Кумбум высотой около 35 м, которая входит в монастырь Пелькор Чёде. Ступа воздвигнута в 1440 году, содержит 108 залов с алтарями на четырёх этажах, украшенная множеством настенных изображений. Это самая большая ступа Центрального Тибета, множество комнат, статуй и алтарей. «Кумбум» означает «десять тысяч», поскольку здесь есть 10000 изображений Будд, божеств и бодхисатв.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Древний дзонг Гьянтце, расположенный на вершине горы, хорошо просматривается из монастыря Пелькор Чёде. В древнем Тибете данные сооружения строились специально на возвышенной части местности для наблюдения за окрестностями. Еще в начале ХХ века, когда британские войска под командованием полковника Ф. Янгхазбанда пытались штурмовать крепость. Вооруженные простыми ружьями тибетцы отстояли её и не сдали англичанам. С этих пор некоторые так и называют Гьянтце – «город героев». В своей книге воспоминаний полковник Янгхазбанд писал, что даже ощутил в этих местах радость и свет, и все враждебные чувства покинули его.
     
     
     
    В Шигатце прибыли вечером в 19.00: ужин, душ и отдых.
     
     
    10 сентября
     
     Шигатце-Сага: пробег на сегодня приблизительно 350км, превышение относительно уровня моря около 4350м. Шигатце расположен на высоте 3900 мнад уровнем моря, при впадении реки Ньянчу в Цанг По (Брахмапутра). Это второй по величине (после Лхасы) город Тибета и административный центр провинции Цанг.
     
     
     
     
     
    С утра монастырь Ташилунгпо, красиво и мощно. Расположенный на северо-западной окраине города монастырь удобно устроился в распадке на склоне горы (в центре космического снимка).
     
    Один из шести самых крупных монастырей Тибета (Даший-лхунбо) он был заложен в 1447 году, задолго до войн Красных, Жёлтых и Чёрных шапок (различные течения в буддизме), кстати, во время которых Шигатце был недолго столицей Тибета, когда Лхаса была захвачена ринпунами. Ташилунгпо стал крупнейшим центром изучения философии и медицины в Тибете, местом резиденции духовного лидера Тибета – Панчен-ламы. Панчен–лама считается воплощением Будды Амитабхи и почитается, как наставник Далай-ламы. Мотивация отношений ученик-учитель по буддийской доктрине, согласно которой духовным учеником Будды Амитабхи был Бодхисаттва Авалокитешвара, воплощением которого на земле является Далай-лама.
     
     
     
     
     
    Ступы Панчен-Лам, укрытых в храмах с позолоченными крышами, удачно вписываются в общий архитектурный ансамбль монастырского комплекса. На территории монастыря есть дворец реинкарнаций, соборные храмы, здания четырёх дацанов Ташилунгпо – богословские и тантрический.
     
     
     
     
     
     
     
     
    При входе в храмы традиционно – колокольчики и часто встречаются изображения свастики, причём не только на стенах и потолке. Сейчас в Тибете две религии — исконная тибетская религия "Бон” и тибетский буддизм, называемый также ламаизмом, которые очень похожи во многих проявлениях. Например, в иконографии часто присутствует свастика. Её помещают перед входом в святилища, на священные сосуды и мандалы. Разнонаправленность вращения определяет её принадлежность: в традиции "Бон” она "вращается” справа налево, то есть является левосторонней, в отличие от правосторонней свастики буддизма, символизирующей процесс «вращения» слева направо. Свастика называется еще греческим крестом и символизирует движение небесных тел вокруг созвездия Большой Медведицы. И действительно - вид Большой Медведицы фиксированно через определённые промежутки времени (например, по временам года) образует свастику.
     
     
     
    Религиозные символы Тибета включают свастику, агни, коловрат, огневик и. что для меня наиболее удивительно, трёхногую свастику - трискелион кельтов. И, например, озеро Simi la Tso (которое мы проезжали вчера) в плане выглядит, как трискелион.
     
     
    А вообще – то история с Боном, конечно, интересна как сама по себе, так и в свете распространения Буддизма. Безусловно, обе традиции имеют право на существование, но сам собой напрашивается вопрос: какая необходимость, кроме политической, была в замене одной на другую. Ведь когда по приглашению правительства, в Тибет явились из Индии буддийские монахи (7-8 вв), то они столкнулись там не с первобытным язычеством — почитанием сил природы, не с шаманизмом — практикой вызывания духов, и даже не с культом мёртвых предков, а с продуманной, теоретически отработанной религиозной и философской системой, носившей название Бон, существовавшей за семнадцать тысяч лет до этого.. Можно отослать читателя к прекрасным трудам наших и зарубежных авторов, например, Б. И Кузнецов ("Древний Иран и Тибет. История религии Бон”), а также к совершенно уникальной по красоте и доступности изложения материала книге ламы древней тибетской традиции Бон Тензин Вангьял Ринпоче ("ЧУДЕСА ЕСТЕСТВЕННОГО УМА. Суть учений Дзогчен в тибетской традиции Бон”), к книге профессора Чогъял Намкай Норбу ("Драгоценное зеркало древней истории Шанг-Шунга и Тибета”), которым автор обязан некоторыми цитатами ниже по тексту.
     
     
     
     
     
    Интересное сооружение, чем-то напоминает макет горы Кайлас (на городской панораме ближе к левому нижнему углу). И вот он крупным планом. Храмы украшены как внутри так и снаружи великолепными статуями и росписями. Внутри одного из них есть двадцатишестиметровая золотая статуя Будды Майтрейи.
     
     
     
         
     
     
     
     
     
     
    Отъезд на маршрут в 12.45. На перевале Gang La - оползень, грузовики застряли в пробке, мы на джипах объехали по пересечённой местности.
     
     
     
       
     
     
     
     
     
    На склонах холмов встречаются интересные самопроявленные изображения из растительности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Обед в пути (пос. Lha Tse). Дальше – перевалы, перевалы, перевалы… Красивые разноцветные горы и древние легенды.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    В Сагу приехали в 20.10. Успели до дождя. Гестхаус. Разместились вчетвером – Антон с Борисом и мы с Леной. Девчонки в другом номере, тоже вчетвером. У всех горняшка (максимальная высота на перевалах сегодня была 5089м). А я диву даюсь – как Лена переносит высокогорье: конечно, я надеялся, что подготовка даст свои результаты, но чтобы в такой степени…, когда гипоксия не проявляется вообще никак – совершенно не предполагал. Дааа, надо будет многое обдумать на будущее.
     
     
    За окном темень и холодный горный ливень, а мы после вечернего чая влезли в спальники и до утра "не кантовать”…
     
     
    11 сентября
     
     Маршрут на 11 сентября: Сага-Дарчен-Ментсор, около шестисот километров, впрочем, китайские названия некоторых из этих пунктов звучат иначе. Например, Ментсор это Mencixiang. Но не это главное, а то, что – сегодня мы пересечём границу Древнего королевства Тибета. Мы вступим в пределы таинственного и загадочного королевства ШАНГ-ШУНГ. Название королевства в давние времена произносилось как Шун (zhung), что соответствовало тибетскому слову кьюн или чун (khyung), т.е. Гаруда – магическая птица, размерами больше орлов с пламенем на голове, которая в древности символизировала энергию огня, считавшегося в Боне самым активным среди пяти элементов. Гаруда – одно из главных божеств Бона. Недалеко от Священной горы Кайлас находится Кьюнглунг (Долина птицы Кьюн) – здесь раньше находилась столица Шанг-Шунга. Вообще–то, по ставшим недавно известными, историческим данным, границы королевства простирались далеко за пределы современного Тибета и охватывали территорию северной Индии (Ладакх), Непала (Мустанг) и не исключено, что Пакистана и Афганистана. Большая часть ведущих востоковедов отмечает, что до седьмого века королевство Шанг -Шунг существовало как отдельное государство, включавшее в себя весь западный Тибет вокруг горы Кайлас и озера Манасаровар со столицей в городе Кьюнглунг Нулкар (Серебряный Дворец в долине Гаруды), хотя встречались мнения, будто это вымышленное место, что-то вроде Атлантиды в Гималаях.
     
    Некоторыми учёными высказываются мнения в том ключе, что царство Шанг-Шунг располагалось на сакральной территории, называвшейся Шамбалой (внутренней), имевшей ‘тайную часть”. Внешней Шамбалой предлагается считать районы распространения ирано-индо-тибетских учений.
     
    А пока день нас встречает дождём в утренней темноте. Начало движения по маршруту в восемь тридцать.
     
     
    Первая половина пути - осеннее ненастье, зато вторая - !!!! – яркое небо, облака, горы, перевалы.
     
     
     
     
     
     
     
     
    Хорошая погода наступала с запада – навстречу нашему движению. Пронзительного цвета небо и перламутровые облака, даже на фоне пустынных песчаных дюн, производят впечатление Природной неповторимости.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    С предполагаемого перевала Маюм Ла Кайласа не увидели – облака. Первые виды только километров через пять: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ!!!!.
     
     
     
     
     
     
    Остановились, долго не могли насмотреться на чудесный вид горы издалека. Простирания, фото, просто созерцание до слёз. Через семь часов от Саги приехали в Дарчен (вернее на окраину ) для получения пермита в Долину Гаруды и далее.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Дарчен.
     
     
    На страже тибетской реальности...
     
     
    От Дарчена серпантин поднимается в сторону Нанди-коры и монастыря Гьяндрак.
     
     
    По пути к Ментсору удивительные ракурсы Кайласа оттеняются игрой света и тени от облаков. В 2005 мы не продвигались далее Дарчена, поэтому для меня подобные видения явились началом откровения…
     
     
    Идеальное, прямое как стрела шоссе, без излишних поворотов, способствовало производству неплохих стереоснимков (например, на скорости 100-120 км/час c интервалом между кадрами около 10 сек база получалась примерно 300 м), используя фактор движения. При расстоянии до объекта в пятнадцать километров, на снимках объём просматривается достаточно устойчиво - картинка на моём NVIDIA 3D Vision получается красивая во всех режимах стереовоспроизведения. В формате МРО воспроизводится и на 3D телевизорах. Представленный здесь и анаглифический метод стереовоспроизведения, разумеется, далеко не самый лучший, но, к сожалению, повторюсь - МРО файлы не могут быть размещены на сервере.
     
     
    Лестница в Небо...
     
     
    Переезд в Ментсор. Это наш базовый лагерь для посещения Тиртхапури и Серебряного дворца Гаруды.
     
     
     
     
     
     
     
    В Ментсор приехали к восемнадцати часам и, немного отдохнув после переезда, отправились в Тиртхапури – древний храмовый комплекс километрах в десяти от Ментсора.
     
     
    Ментсор из космоса.
     
     
    Выход из комнаты гестхауса во внутренний дворик.
     
    Несмотря на то, что Тиртхапури находится в Тибете, название своё он получил от санскритских слов – тиртха и пури, при слиянии, означающих в переводе "Храм на святых источниках”. Тиртхапури одно из самых мистических мест в Тибете, место силы. По преданиям здесь в пещере медитировал Падмасамбхава. Индуисты почитают пещеру как священное место, потому что оно связано с богиней Парвати. Мистическую направленность этим территориям придаёт тот факт, что они связаны с королевством Шанг-Шунг и религией Бон.
     
     
     
     
    Над храмом есть месторождение целебной глины, которая используется тибетцами для лечения различных заболеваний. Вокруг монастыря проложено несколько троп, по которым можно совершить кору. Можно пройти по малой, средней и большой. На одной из троп расположено место небесного погребения. Горячие источники используются паломниками для омовения рук и лица , но не купаются– по поверьям это делать запрещено.
     
     
    Действительно место положительно энергетичное, лёгкое. И чувствуется точка силы. Если подниматься от горячих источников до небесного кладбища, а затем повернуть на восток, то на пути встретятся два отверстия в грунте, одно с "кислой”, а другое со "сладкой” землей. Паломники и пилигримы собирают здесь целебные камни.
     
     
    Чуть далее есть место, где можно проверить свою карму перед посещением монастыря. Необходимо вытащить два камня. Два белых, указывают на хорошую карму. Белый и черный означают, что над кармой необходимо работать. А два черных говорят, карма плохая. Покаяние и ритуалы, такие, как паломничество, помогают улучшить карму. А ещё Вин Чун сказала, что плохую карму можно исправить повторной большой корой вокруг монастыря.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Категория: Мои статьи | Добавил: e266 (15.09.2013)
    Просмотров: 1891 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: